По морю Баренца на надувных байдарках
(Ловозеро-Сейдозеро-Ловозеро-Воронья-Баренцево. Август 2012)
|
Обновление 12 дек. Добавил морских фоток
Море Баренца - заворожило меня. Вспоминаю его могучие, но неожиданно нестрашные волны,
его гранитные, похожие на замки берега, его низкое спокойное солнце, и мне хочется туда еще.
Там на море мы были всего 7 дней (6 ночей) из 15 походных суток,
но лично для меня эта часть осталась самой яркой. Запомнилось не море отдельно, когда глядишь
на него с берега или палубы высокого корабля, а именно единение с ним, ощущение скольжения по высоким волнам, когда
то ухаешь в глубокую водную яму, то возносишься над морем и берегами. Чувство домашнего уюта в каменных сопках
с впадинами пресных озер, ягодных болотец и ожившим после ухода людей животным миром.
Хочется поблагодарить Михаила Чернецкого за его замечательные надувные байдарки "Щука".
Даже не знаю, на каких еще мобильных байдах я бы чувствовал себя так уверенно в водах окраины Северного ледовитого океана.
Отдельная "спасиба", не знаю точно в чей адрес, за падение цитадели, в каковую превратили при советской власти Кольский полуостров.
До недавнего времени с тупым упорством погранцы охраняли каждый метр берега Баренцево моря и в первую очередь от своих же граждан.
На каждой сопке торчали антенны, кругом тянулись провода и шастали военные, заваливая природу ржавым железом и заливая солярой.
И если бы все это не рухнуло, нас бы сюда просто не пустили.
Это был комбинированный поход с горами, озерами, реками, плотинами, обносами, морошкой, морем,
тюленями, приливами, авианосцем и прочими красотами.
Как обычно полностью автономный, без дозакупок, без ленивых дневок и пр.
От сердца Кольского полуострова (Ловозерских тундр) на север до Баренцева моря.
Вообще-то мы собирались в Норвегию. Но по логистике, увы, "не срослося".
Можно бы упереться, добиться. Но, следуя принципу недеяния, я решил следовать естественному ходу вещей.
И пошел в быстросочиненнй кольско-баренцевый поход. А Норвежский проект отложил на другой раз.
- Где это: Северо-запад России. Кольский полуостров
- Дорога туда и обратно
Дорога туда:
212 поезд Москва-Мурманск до станции Оленегорск. 28 июля 1:20 ночи, прибытие в 10:17
На частниках заброска в пос.Ловозеро 85 км (до Семерки)
Заехали на микроавтобусе Романа (у него же есть еще УАЗик и катер).
Он из Ревды. Тел. +7921 153-1275 м. Его мэйл romantul@bk.ru
Можно на общественном автобусе http://www.revda51.ru/informaciya/novosti/2012/5/newsid,25/
Дорога обратно:
С каменного пляжа Териберки (соседнего с водопадом) микроавтобусом до Мурманска
Фирма из Североморска, глава - Артур. Его телефоны +7964-686-5400 и +7911-302-2202
285 (Новороссийский) поезд отправление из Мурманска вечером 13 августа 21:47.
Прибытие в Москву 15 августа в 6:24.
- Маршрут вцелом и по дням
|
Дата |
Место |
Км водн |
Км пешк |
29 июл |
Переезд микроавтобусом г.Оленегорск - пос.Ловозеро 85 км. Стапель перед Семеркой.
Переход на юг по оз.Ловозеро
Ночевка на мысе Арнерк напротив горы Куамдеспакх (Шаманский Бубен)
|
24
| 0
|
30 июл |
Переход по озеру до местечка Мотка.
Попытка подняться по реке Сейдъяврйок.
Переход на разбитую 2-х километровую дорогу до Сейдозера и таскание на руках всей снаряги
до Сейдозера за много ходок в течение 5 часов. Закончив подъем, узнали от егеря, что по Сейдозеру плавать запрещено.
Вечерне-ночная пешка до подножия Куйвы и обратно.
Встали на ночевку метрах в 350-400 после домика лесника на берегу Сейдозера
|
3
| 13 + 14
|
31 июл |
Пеший обнос и три грузовых рейса назад от Сейдозера до Мотки на мотоцикле с коляской (лесник-извозчик - 500 руб рейс)
Переход от Мотки по Ловозеру на север
Встали на ночевку на острове Кириллов
|
13
| 5
|
1 авг |
Переход на север по оз. Ловозеро
Встали на ночевку на острове Вавельсуол, последнем перед рекой Воронья
|
25
| 0
|
2 авг |
Переход на север, вниз по р.Воронья
Встали на ночевку не доходя 5 км до устья р. Чудзьйок
|
26
| 0
|
3 авг |
Переход на север по разлившейся реке, ставшей в середине дня началом
Серебрянского водохранилища
Встали на ночевку в местечке, на расстоянии 4-8 км от формального начала водохранилища
|
32
| 0
|
4 авг |
Переход дальше по Серебрянскому вдх на север
Встали на ночевку на мысе перед самым широким разливом вдх.
|
23
| 0
|
5 авг |
Переход по вдх до Серебрянской ГЭС-1 (с заходом в водозабор, вырубленный в граните)
Разведка путей обноса. Начало переноса вещей вокруг электростанции
Встали на ночевку частями, одни перед ГЭС, другие ниже ГЭС
|
20
| 12
|
6 авг |
Завершение обноса ГЭС-1
Переход от ГЭС-1 до ГЭС-2 при попутном ветре
Разведка обноса ГЭС-2. Любование мощным водосбросом.
Обнос ГЭС-2. Объезд на попутке порога Падун-2
Встали на ночевку сразу после Падун-2
|
19
| 4 + 8
|
7 авг |
Переход от порога Падун-2 до моря (губы Воронья)
и от нее мимо тюленей по морю на восток до губы Гаврилова (брошенного пункта погранотряда)
Пешая радиалка на западные сопки в долину с оленями
Встали на ночевку в губе Гаврилово
|
20 + 5
| 4
|
8 авг |
Отсидка в бухте по причине шторма
Радиалка пешком на другой берег бухты, кладбище, медвежий угол, северо-западные сопки и маяк
Радиалка пешком на северные сопки и вышки
Радиалка пешком на южные и юго-западные сопки с видом на моржей
|
0
| 5 + 2 + 3
|
9 авг |
Переход по морю на запад в условиях умеренного шторма
с боевым крещением прибойной волной одной из лодок
Встали на ночевку в бухте напротив острова Зеленецкий (к северу от него)
|
16
| 0
|
10 авг |
Утрення пешая экскурсия по окрестным сопкам с ягодами, зайцем, речками
Переход морем на запад до мыса Териберского, затем до авианосца,
затем на юг до пляжа с водопадом, затем до следующего на восток пляжа
Встали на ночевку на пляже напротив озер Песчаное и Секретарское (неудобное для ночевки место)
|
32
| 5
|
11 авг |
Переход морем на запад в сторону о-ва Малый Олений с заходом по пути в бухту Долгая
Встали на ночевку в глубокой бухте между б.Долгой и о.М.Олений. Мы назвали ее бухтой им.товарища Сухова
|
11
| 1
|
12 авг |
Переход морем на восток в соседнюю бухту
Пешая радиалка по сопкам с погранвышкам, мишкиными озерами, ягодами
Переход морем на юг в бухту Долгая с заходом в скальные трещины и мелкие бухты
Обнаружив в глубине б.Долгая брошенную рыбную базу и отсутствие дорог "на материк",
перешли морем обратно до выхода из Долгой
Встали на ночевку на крупновалунном пляже на выходе из Долгой
|
19
| 2 + 1
|
13 авг |
Выход морем из губы Долгая и переход до пляжа напротив озер Песчаное и Секретарское
Антистапель и отъезд на микроавтобусе до Мурманска примерно 140 км
|
5
| 0
|
.. |
Итого:
|
293
| 79
|
.. |
ИТОГО округленно:
|
300
| 80
|
Итак, мы прошли примерно 300 км по воде (из них морем почти 90 км.)
Плюс 80 км пешего пути, из которых 56 км составили обносы и волоки
(с учетом того, что один и тот же путь мы проделывали с грузом по несколько раз).
В этот раз впервые для озер и рек без течения и ветра наша средняя скорость составила 6 км/ч
Т.е. каждый километр расстояния мы проходили за 10 мин. Это получилось за счет довольно равномерно сильных экипажей и отсутствия лодок с надувным дном.
Но для планирования новых маршрутов лучше закладывать среднюю скорость в 4.5 -5 км/ч, ибо ветер и шторма никто не отменял
Сильное волнение моря убавляло скорость примерно на 40%. Но главным фактором,
влияющим на скорость остается ветер. Он мог добавить лишних 2-4 км/час или отнять
почти всю скорость.
В среднем мы проходили по воде
20,6 км за день.
Мы планировали в день по 6 часовых ходок. Но реально чаще получалось 5. Т.е. возвращаемся все к тем же 4.5-5 км/ч.
Мы запланировали 4-х разовое питание (с ланчем, включающим горячий чай /кисель /компот /какао).
Т.е. через каждые две ходки - костер и еда.
Кто-то говорит, что это потеря времени. Но с другой стороны - это полноценный отдых.
И две часовые ходки с продолжительным отдыхом между парами не кажутся мучительно долгими.
Конечно, были дни, когда мы просто не успевали поесть 4 раза. Но чаще успевали.
- Участники похода
Персона / Должность |
Байдарка / палатка |
1. Николай - АдмиралЪ и вообще
|
Щука-3 -
Флагман палатка -
Бакал-4.
|
2. Надюша - Матрос, юрист-оптимист
|
Щука-3 - Флагман. живет в палатке - Байкал-4.
|
3. Володя - Капитан, Доктор
|
Щука-3 -
Стерегущий живет в палатке - Байкал-4.
|
4. Инна - НачПрод, матрос и наше Все
|
Щука-3 - Стерегущий живет в палатке - Байкал-4.
|
5. Слава- Капитан, Навигатор
|
Щука-3 -
Лада палатка -
Байкал-3.
|
6. Люба - Матрос, Летописец
|
Щука-3 - Лада живет в палатке -
Байкал-3.
|
7. Александр - Капитан, тоже Даос
|
Щука-3 -
Товарищ Сухов (экс Маша) палатка Saleva-2.
|
8. Дмитрий - Капитан, Испытатель себя
|
Щука-3 - Товарищ Сухов живет в палатке Saleva-2.
|
- Походный Дневник, личные впечатления и заметки участников
- Как это было (фотозарисовки)
- Концепция маршрута из 4-х частей:
Часть первая - горная.
Ловозерские тундры и Сейдозеро. Это получилось почти отдельной радиалка так как мы шли
в противоположную сторону от моря, а потом возвращались.
Но быть в Ловозерах и не заглянуть в горы, в гости к
Куйве ...
К морю - это север, а мы повернули на юг. Чтобы дойти до речки, вытекающей из Сейдозера в Ловозеро
нужно обогнуть несколько островов, и полуостровов. Если зазеваться, легко попасть в загогулину полуострова
и потом долго выбираться оттуда.
ГИМС нам теперь не угроза. Нас, байдарочников, вывели из под их регистрации.
Но руки у них чешутся. Посреди Ловозера к нам подплыли какие-то в форме, выспросили, куда мы путь держим.
Я твердым голосом наврал им чего-то. Они помялись, потом строго спросили, почему я не в спас-жилете.
Я показал, вот он под рукой. Сказали надеть. Спорить не стал - надел. Сами мы довольно осторожные.
На порогах или в волны или на море в спасиках обязательно. Но тут был почти штиль.
Дошли до Мотки - места соединения грунтовой разбитой дороги между Ловозером и Сейдозером.
А также место впадения речки, вытекающей из Сейдозера в Ловозеро.
По речке подняться вверх не получилось. Круто вверх против сильного течения и порогов.
Дорога идет через болото и пару горок. Для тележек проходима лишь частично. А на руках довольно далеко.
Мы перетаскивали вещи до Сейдозера 5 часов без перерыва. Навстречу вниз по дороге тащились каякеры.
Они медленно и беспощадно волокли свои пластмассовые каяки прямо по камням. На грунте оставались
цветные стружки, от соскобленного с каяков верхнего слоя.
Пару раз мимо проехал на мотоцикле с коляской лесник. На Мотке нет никаких особых предупреждений. Написано, кажется, что заказник, что на снегоходах нельзя.
Но про нас ничего. И вот когда мы затащили все это наверх к Сейдозеру вышел лесник и сказал, что
на лодках по Сейдозеру запрещено.
В Ловозерских тундрах я не впервые. И скажу, что любоваться ими лучше всего либо сверху с гор, либо с Сейдозера.
Для хождения по верху, по горам у нас сейчас не было времени. А вот то, что не дали с озера - жаль, очень жаль.
Лесник попался не берущий взяток, но берущий за услуги. Главная услуга - перевозка наших вещей вниз на коляске
мотоцикла по 500 руб за рейс (два километра дороги вниз).
Разумеется, мы отправились назад не сразу. Совершили долгую пешую экскурсию к Куйве (изображению природного происхождения на скале),
переночевали на Сейдозере (это разрешено и бесплатно), искупались. И лишь потом вернулись в Ловозеро.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Если, в путешествии по Ловозеру вам захочется на Сейдозеро или в горы - не надо тащиться с лодками
на Сейдозеро. Разбейте лагерь внизу на Ловозере и ходите оттуда в пешие экскурсии, в радиалки налегке.
Я бы запланировал на это двое суток. Сутки на левый берег (Чивруай, Энглорр, Райявр),
сутки на правый, более людный (Куйва, Эльморайок). Еще вариант - спрятать лодки
в кусты и с минимумом вещей и палаткой сделать двухдневную кругосветку вокруг Сейдозера с подъемом
на одну из вершин Ловозерских тундр.
|
Часть вторая равнинно-озерная.
Это северная часть Ловозера, река Серебрянка из него вытекающая и постепенно расширяющаяся
в водохранилище (по размеру не меньше, чем Ловозеро). Вплоть до первой плотины.
Многие считают ее трудной, по причине сильных ветров.
Вот и Александр (с адреса Димонка) специально позвонил мне, предупредив об этом.
Спасибо ему. Но Ловозеро все же третье по размеру на Кольском. А мы ходили и по самому крупному, по Имандре.
Да, на Имандре было дело, боролись с ветром. На Ловозере и водохранилищах все же попроще.
Или нам просто так везло, что встречные ветра были не часто.
Когда дуло в лоб, скорость конечно же падала очень заметно. Все силы уходили на борьбу.
И нельзя было передохнуть ни на минутки - тут же относило назад.
Кто-то пугает штормами. Но для Щук шторма на озере все же не страшны.
Все эту часть мы шли строго на Север.
Сначала по Ловозеру, потом по реке и снова почти по озеру - по Серебрянскому водохранилищу.
Спокойная вода, никакого течения, северные перелески, болотца, редкие скалы, комары умеренно,
редкие рыболовы.
|
Часть третья - плотины, обносы, пороги.
Это - обнос плотины ГЭС-1. Короткий, но приятный сплав до ГЭС-2. Обнос ГЭС-2.
Дальше через несколько км. относительно спокойной реки есть единственный порог Малый Падун.
Все плотины не страшные. Не верьте байкам, что куда-то затягивает. Везде есть обнос.
На первой он не удобен в конце, ибо жлобы из Газпромовского ТКГ-1 (владельцы ГЭС) отгородили все нормальные подходы к реке ниже плотины забором.
При том, что водозабор сверху (единственную опасность) не отгородили и даже не повесили знак.
Поэтому на финише обноса приходится ломиться к реке через кусты по крутому склону.
Мы использовали три легкие тележки (имени "челночников" 90-х годов).
На Серебрянской ГЭС-2 возле водосброса есть будка с мужиком с автоматом. Пользы от него никакой.
И вреда тоже. Персонал обих ГЭС спрашивать о чем-либо бесполезно. Это оторванные от жизни вахтеры.
Их издалека привозят на смену и потом увозят. Они ничего не знают о местности даже в километре от ГЭС.
Но с удовольствием пересказывают страшилки, запугивая впечатлительных туристов.
Указаного на старых картах порога Большой Падун не существует. Возможно, он был раньше.
Теперь в тех местах лишь слив с плотины ГЭС-2.
А вот порог Малый Падун (3 каскада, второй самый сложный с перепадом 2 м) существует (см. фото).
Обходить его берегом очень не удобно. Но можно обехать по дороге. Удобнее всего это сделать,
поймав машину сразу у ГЭС-2 и доехав на ней примерно до конца Малого Падуна.
Этот порог не для Щуки. А вот на Скауте или катамаране я бы в него пошел.
Часть четвертая - морская
Это, пожалуй, самая захватывающая часть похода. Ибо - МОРЕ!
Дикое, вольное, без погранцов и рыбаков,
без волнорезов, буев, отдыхающих, пляжей, баз отдыха, и прочей человеческой муры.
Оно интересно с первой и до последней минуты. Уже в устье реки есть приливы и отливы, есть тюлени,
дюны. Я планировал финишировать в районе Териберки. Но сперва сходить на восток до Дальних Зеленцов.
Посетить остатки Северной коррозионной станции. Однако море там чаще всего немного неспокойно.
И все зависит от того, как вы воспринимате это "немного". Мне было страшновато только в первую ходку.
Потом я привык. А вот девушки побаивались штормящего моря до конца похода.
Так что до "станции" мы не пошли (по времени успели бы). Самые большие волны мы переждали в губе Гаврилово.
А потом двигались вдоль берега до Териберки и дальше за нее мимо губы долгая к острову Малый Олений.
Поняли, что дров с собой тащить не надо (сперва-то мы запаслись вязанками) - хватает выброшенного морем деревянного мусора.
Пресной воды тоже в изобилии в ручейках и речках. Без людей там оживает природа - мишки, олени, зайцы.
В воде тюлени, нерпы, киты. В болотцах меж прибрежных сопок и скал есть ягоды, грибы, дикий лук.
В море интересно все - шторм и штиль, солнце и ветер, маяки, редкие острова, военные корабли (как запомнился визит к авианосцу!),
прибрежная живность и сами камни.
Раньше на "Щуках" из морей мы ходили только по Белому. Теперь поняли, что Баренцево море тоже пригодно
для нашего "Щучьего" обитания.
...... Продолжение следует .......