Колымские пейзажи

Обновление 3 декабря: выложил фото участников

На сей раз выбрались в поход по местам, печально известным лагерным прошлым и золотыми приисками в настоящем, в краю медведей и сохранившейся дикой природы. Поход был комбинированным, из двух водных частей - на байдарках по реке Колыме и по Оле, а также пешей в окрестностях города Магадана. Технически не очень сложный, но и не совсем для чайников.

Магадан и Колыма, так уж сложилась в России история, стали для большинства синонимами сталинских лагерей, экономики ГУЛАГа, золотых приисков, урановых рудников, сурового климата.
После вопроса - "где провел лето" и моего ответа "замечательно - на Колыме" 80% собеседников в Москве вставляли набившую оскомину фразу из фильма "Бриллиантовая рука" - "Нет, уж лучше вы к нам!" Ну и зря. Колымкий край, Ола, Магадан мне понравились. И люди, и природа. Так что - рекомендую.

Вот основные части нашей экспедиции:

Дата   Маршрут Км
24 июл 1 - пробег на авто по Колымскому тракту (грунтовка с мишками на дороге) из Сокола до Синегорья
450
25 июл 2 - осмотр Колымской ГЭС (входит в российский топ-15 по мощности) - спасибо гостеприимным Константину и Алексею!
20
25 июл - 4 авг 3 - сплав по реке Колыме на север (впадает в Ледовитый океан) до Усть-Нижнеканской почти достроенной ГЭС, героически её преодолели (переползти через плотину недозаполненного водохранилища - это как взять перевал, тем более с лодками и скарбом) и доплыли до Нижнего Сеймчана
300
5 авг 4 - переезд от Сеймчана по Колымскому тракту в сторону Магадана до моста через Олу
(Юра дополнительно ещё заезжал за продуктами в Палатку)
370/ 480
с 5 по 10 авг 5 - сплав по реке Ола на юг до Охотского моря (километров не много, но какие это были километры!)
130
10 авг 6 - вечерний экспресс переезд до Магадана - спасибо Владимиру!
37
11-12 авг 7 - два полных дня прогулок по Магадану, его музеям, рынкам, кафе, бухте Нагаева, сопке Марчеканская (забрались на вершину 705 метров, до самого купола) 30


  - Самолет туда и обратно:

Авиакомпанией "Россия" (дочь Аэрофлота) Boeing-777 (7 ч 30 мин без пересадок)
Туда: 23 июл. сб. 19:55 -> 24 июл. 11:25
          SU 6289 Москва SVO B -> Магадан GDX (Сокол)
Обратно: 13 авг. сб. 16:35 GDX -> SVO B 16:10
          SU 6292 Магадан GDX -> Москва SVO B

     Примерно 6000 км в одну сторону
Летим в Магадан


  - Часть 1: по Колымскому тракту от Сокола до Синегорья

Из аэропорта на машине (не заходя в Магадан) мы ехали в Синегорье (450 км) по той самой Колымской трассе (или Колымскому тракту "на костях"). По пути в посёлке Палатка закупили еду (самое удобное место на трассе для закупки).

Эта федеральная трасса покрыта асфальтом лишь в начале пути. Дальше - грунтовка, пыльная в жару и немного раскисающая в дождь. Но дорожные службы в Магаданской части трассы, быстро выравнивают грунт так, что по ней в нормальную (не пыльную, не мокрую, не снежную) погоду непаркетные авто идут на скорости 60-80 км/час.
Государство, выкачивая из края ресурсы, скупердяйничает на асфальт, но спасибо, что не достает людей ментами. Там вообще никто не пристегивается ремнями. Да и человека в форме я ни одного не видел.

По этой дороге от Магадана до Якутска примерно 2000 км. Вдоль трассы много мертвых поселков, построенных в советское время. Дома без окон, руины производственных зданий. Вдоль Колымы, её притоков и дальше вдоль Неры - огромные участки, напоминающие лунный пейзаж - серый щебень перекопанного золотодобытчиками грунта. К счастью есть и незолотоносные участки, где тайга сохранилась. Там, когда движение затихает, на трассу выходят любопытные мишки. Мы видели их по дороге туда и обратно. Видели и зайцев.

На участке Магадан - Ягодное лучшее и едва ли не единственное нормальное круглосуточное кафе-столовая находится в пункте Ларюковая. Шоферы его ценят, как и повара - дальнобойщиков, своих постоянных клиентов.
На этой трассе ездящие зачастую устанавливают в машинах двойные стекла. Во-первых, для тепла (зимы тут за -50). А легковушки, автобусы и минивены еще и для защиты от летящих из-под колес камней. Второго (наружного) лобового стекла хватает на год-два. Потом его меняют.

от Магадана до Синегорья

В Синегорье приехали, как и ожидалось, ближе к полуночи. По моей просьбе водитель высадил нас напротив полузаросшего съезда к водозаборной станции. Оттуда есть тропа к крутой железной лестнице для спуска по еще более крутому берегу к реке. У этого съезда нас случайно и обнаружили два местных джентльмена - Константин и Алексей.

Нас взяли обаянием (вы - наши гости, у нас не принято бросать) и отвезли сперва на "горнолыжку", а потом на квартиру, где мы и провели ночь в барских (домашних) условиях вместо романтической палатки.


  - Часть 2: Осмотр Колымской ГЭС

Наши ангелы-хранители по утру накормили нас в местной столовой и отвезли (9 км) на ГЭС (вход по пропускам). Мы посмотрели водохранилище (возможен вариант старта в верховьях этого искусственного озера), посмотрели плотину, шлюзы, водосброс. Красиво и величественно в обе стороны. И ни одного человека (кроме охранника на подъезде). Весь персонал - в глубине скалы вместе с машзалом.

Посмотрели дачи - похожи на наши, только яблонь и груш не хватает - не выдерживают морозов. Нас отвезли к более пологому берегу, где мы собрали лодки и в путь. Запомнилось еще, что Константин звал зимой покататься у них на горных лыжах. Мороз, солнце, минус 50. Жаль, что я не люблю горные лыжи ...
Синегорье - красивое местечко. Поселок большой, но в большей части пустой. Пусты, наверное, 2/3 многоэтажек, пуст и мертв клуб, гостиница. Раньше там жили строители ГЭС. А для её обслуживания много людей не надо.


  - Часть 3: по реке Колыме, впадающей в Ледовитый океан

по реке Колыме

Основные составляющие сплава по Колыме:

  - Синегорье - Дебин (мост)     40 км
Медведи и кедрач по берегам начались сразу после старта. Первые проявлялись в виде свежих следов. А кедрач - радовал нежной хвоей и шишками, уже переросшими стадию, пригодных для варенья, но еще с молочными орешками. Скорость и мощь реки, по уверению проводившего нас Кости, определялась высотой поднятия створки на плотине. На деле оказалось совсем не так. Перекрытые створки действительно иссушают реку, но открытые - не так уж сильно добавляют в скорости.

  - Дебин - Усть-Среднеканская ГЭС   170 км
При взгляде на карту место казалось диким медвежьим углом - река не судоходна, дорог и населенных пунктов нет. Но эти старатели-копатели ... То где-то взревет бульдозер, то вечером на далекой сопке зажгутся фары тягача, то проедет моторка со странными личностями, то пролетит мимо лодка со статными бородатыми перекупщиками золота. По причине низкой воды обнаружили единственный на реке порог. Километров за 50-60 до плотины Усть-Среднеканской ГЭС течение прекращается, река разливается, и уже до самой плотины лес, близкий к реке, стоит мертвым, и по воде ветер таскает мертвые деревья. Временами ветер приносил дым пожаров.
Преодоление любой плотины - всегда непростое, хлопотное дело. Обычно - это тяжкие переговоры с охраной и обнос по чащам и кручам. В этот раз плотина оказалась уже высокой, а водохранилище еще не совсем заполненным. Получилось что-то похожее на штурм китайской стены, проходящей по гребню гор. Спасибо строителям ГЭС, которые помогли нам со спуском.

  - ГЭС (после обноса) - Сеймчан (Колымское) 87 км
Колыма, удушенная плотиной постепенно вбирала воды притоков и медленно оживала. В притоках нам удалось поймать хариусов и щук. Впрочем, сама Колыма оставалась мутной. Пару раз приносило дым лесных пожаров.
Финиш получился экзотическим мы сушились и ночевали возле порта в брошенных гаражах, сделанных из распиленного катера. Да и сам порт - находка для фотографа.

  - (Итого 297 км)
Мы прошли этот путь за 10 дней. Если бы не плотины, прошли бы наверное за 6-7. Колыма довольно быстра, но плотины совершенно исковеркали её ход.

"Колыма с финно-угорских языков переводится, как смерть. Источник: https://must-see.top/dostoprimechatelnosti-magadanskoj-oblasti/ Не знаю, почему её так назвали. Нормальная сибирская река. У нас-то её имидж сформировался через призму сталинских лагерей. А, скажем, году в 1915 к ней относились бы примерно также, как к Алдану в Якутии или Клодайку и Юкону на Аляске. Сегодня - это река, измученная и подпорченная энергетиками (их плотинами) и золотодобытчиками.


  - Часть 4: переезд от Сеймчана по Колымскому тракту в сторону Магадана до моста через Олу

Если Колыма течет на Север, в Восточно-Сибирское море, то Ола - на Юг, в Охотское море. Поэтому 5 августа мы покатили назад на Сеймчанском микроавтобусе (забирают удобно в оговоренном телефоном месте). Преодолев около 400 км, мы высадились на берегу реки Ола. И пока мы с Инной готовили лодки и обед, Юра проехал в сумме еще 110 км для закупки провианта. Обратно - на попутке. Попутчиков тут вполне подвозят.


  - Часть 5: Сплав по реке Ола на юг до Охотского моря

Вообще-то я планировал пройти по Оле не 130, а лишь 30 последних километров и еще дня 3 походить по морю.
Моя логика: Ола от Колымской трассы первые 60-70 километров течет по долине меж гор, непрерывно дробясь на 4-6 русел, сливаясь и распадаясь снова. И в каждом русле рано или поздно есть участки с прижимами под коряги и завалами бревен, есть мели. В общем - нужно регулярно выходить на разведку на крутых поворотах, вести лодку за верёвочку на мелях, обносить завалы, разгружая лодку. К тому же, мне очень хотелось прихватить кусочек моря, с его волнами, мидиями, морской капустой, рыбой, морскими зверушками.

По речке Оле от трассы до моря

Но кое-кто опасался прохладного Охотского моря и мы, пока ехали от Колымы, приняли коллективное решение изменить маршрут и стартовать по Оле прямо от Колымской трассы. Карты на этот участок Олы у меня не было. Мы даже не знали точно, сколько километров до моря. Впрочем карта там не очень бы помогла. В первые дни мы гребли непрерывно лишь по 5-10 минут. Потом приходилось вылезать и что-то разведывать, перетаскивать. Потом участки гребли удлинились, но заодно усилилось и течение, коварно затаскивающее под торчащие бревна.

Ола и окружающие её горы - великолепны. Здесь нет золотодобытчиков, нет дорог, людей. Вода прозрачная, на глубинах какая-то лазурная. Камни на дне и берегах в голубоватых, зеленоватых, бирюзовых, багровых тонах. С двух сторон, не сильно сжимая долину, стоят горы. Местами река проносится сквозь лесистые острова. И тогда к воде свисают кустики с созревшей голубикой, шиповником или нагибаются березы и лиственницы, мечтая "причесать нас" или "вышибить из седла".

Постепенно в воздухе появляется запах тухлой рыбы. По берегам и на дне видны трупы изогнутой горбуши, кеты с пигментацией на коже, серебристого кижуча или кого-то похожего. Бродят сытые медведи. Основная волна нереста прошла до нас, в прозрачной воде видны лишь отдельные оставшие крупные рыбы из последних сил плывущие вверх против течения.

Мы встаем на ночлег на лысых каменистых островах, чтобы избежать разборок с косолапыми. Видим их каждый день. Иногда, если встречается излишне любопытный, мы встаем на ланч или обед чуть подальше, чем планировали. Не без приключений (то кое-кто попадает в завал, то порыв ветра поднимает лодку и бросает на палатку, то заплываем в тупиковый рукав), добираемся до моря и случайный рыболов Владимир помогает нам добраться от моря до поселка Ола, откуда мы последним рейсовым автобусом переезжаем в Магадан.

Там на двух такси заезжаем в замечательный хостел "Урал". Лодки и часть вещей мокрые после дождя. Мы втроем занимаем 4-х местную комнату, занимаем её всю. Гора мокрых вещей. Чтобы не шокировать уборщиц, мы отказываемся от уборки номера. Горячий душ - какое же это счастье!


  - Часть 7: Знакомство с интересностями Магадана

11-го и 12-го августа мы заполнили экскурсиями по Магадану и окрестностям. Со второй попытки (там принято записываться заранее) попали в Геолого-минералогический музей естественной истории (ул.Портовая, д.16)
Там среди прочего, одна из крупнейших в мире коллекция метеоритов. И замечательная девушка - экскурсовод
Походили по залам Магаданского краеведческого музея (пр.Маркса, д.55). Бабушек - охранниц там не меньше, чем медведей на Оле.

"Золотая комната" (еще один музей), увы, была в отпуске, как был в отпуске и их драмтеатр.

Побродили по знаменитой бухте Нагаева (до 1912 года – бухта Волок). Был отлив, я угостил Юру морской капустой. Посмотрели на неудачный памятник Высоцкому, на более удачную композицию косатки, на маяк и пр. интересности.

Забрались на сопку Марчеканскую до самых куполов (705 метров над морем). Не побывав на ней, трудно представить себе город во всем его объеме.

Попытались найти кафе и ресторанчики со свежей местной рыбкой, моллюсками, ягодами. Трудно у них с этим. Не добралась туда ресторанная культура (куда смотрит Игорь Бухаров!). Прикупили на рынке дорогой икорки и рыбки попробовать там. Через такистов узнали телефоны, по которым можно прикупить того и другого подешевле, чтобы прихватить в Москву.

13-го августа вылетели в Москву


- Отважные романтики )) участники похода:

Персона / Должность Обеспечение
- Инна - НачПрод, матрос и наше Все шла матросом на Флагмане - лодке Щука-3
- Николай - АдмиралЪ, капитан и вообще шёл на том же Флагмане - Щуке-3
- Юрий В. - капитан шёл на "Дашке" - лодке Тайга-2 (спасибо Володе К., давшему эту лодку)


  - Походные ФОТО: как это было

      - Портреты участников

      - #### здесь будут На реке Колыме

      - #### здесь будут колымские ГЭС

      - #### здесь будут Река Ола

      - #### здесь будут Магадан

      - #### здесь будут На Колымксой трассе

    

  - Здесь будут дневник и лирические зарисовки:

..........
..........
..........


  - О погоде

Еще в июле я выписал прогноз погоды (который во многом совпал с действительностью): В первой части похода температура по пос. Дебин:
Дебин (широта Петрозав., Якутска) Ночь +10, День +18+21

Во второй части похода (южнее, но ближе к морю) прогноз уже по Магадану: Сперва - как в Дебине, а в последнюю неделю (ибо это уже к середине августа) чуть прохладнее Ночь +8 / День +13.

Больших, затяжных дождей не было. Один раз случился короткий дождь на Колыме. Полтора мокрых дня на Оле и небольшая морось в Магадане.


  - Полезные ссылки для идущих в те краях:

     - Одиночка на крепком катамаране по Колыме от Дебина
     - По реке Армань в не сезон
     - Общее описание популярных там мест от лица посетившего их не в виде похода
     - История строительства Колымской трассы






Написать письмо автору

Выйти на главную страницу

Copyright © "СтранникК" (экс "Василич и К")
Вы можете использовать любые материалы сайта www.StrannikK.ru
Но, пожалуйста, со ссылкой на авторов